Фото: ria.ru В Межрегиональный центр «За безопасность российских дорог» поступила информация о закупках противогололедных реагентов, опасных для людей, животных и экологии городов.
Как сообщили AUTO.RU в пресс-службе центра, по состоянию на сегодня, Санкт-Петербург уже получил три тысячи тонн реагента марки «Бионорд», десятки тысяч тонн этого реагента поставлены в Самару, Екатеринбург и Киров.
Специалисты МОЦ совместно с «Союзом экологических общественных организаций» выяснили следующие подробности. По заключению экспертов, «Стандарт организации СТО 2149-009-93988694-2007», который является базовым для «Бионорда» (производитель – Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ) из г. Пермь), фактически не содержит какой-либо формулы реагента, так как вариативность долей составляющих «Бионорда», указанная в стандарте реагента марки «Бионорд» УЗПМ, меняется от 0 до 80%. «Таким образом, под определение «Бионорд» фактически подходит любая смесь любых химических, фрикционных или абразивных материалов в любой пропорции, – говорится в сообщении. – Если состав реагента не определен, то невозможно утверждать при какой температуре он будет эффективен. Заявление о рабочей температуре -25 градусов не соответствует действительности, потому что «Бионорд» может состоять из 80% щебня и 20% каменной соли, у смеси которых в такой пропорции рабочая температура не превышает -5 градусов».
По словам экспертов, такой подход к формированию состава смеси позволяет легко изменять его себестоимость. При этом вариации составляющих компонентов позволяют производителю увеличить свою маржу в ущерб безопасности жителей городов. Договорная цена поставляемого коммунальщикам реагента составляет 17-18 тыс. руб. за тонну, однако рыночная цена одной тонны хлорида кальция – 14 тыс. руб., а тонны мраморной крошки (компоненты «Бионорда») – 3,5 тыс. руб. за тонну. Таким образом, себестоимость самого состава может легко увеличиваться в 2 раза – от 8 до 16 тыс. руб. за тонну.
В связи с этим эксперты МОЦ и Союза общественных экологических организаций «обращают внимание правоохранительных органов на факты недобросовестной работы коммунальных служб, допустивших закупку опасных противогололедных реагентов (ПГР) для применения на дорогах в российских регионах в наступающем зимнем сезоне». «МОЦ призывает ответственных за состояние трасс и городских улиц обратить внимание на состав закупаемых на тендерах ПГР, так как под размытыми условиями конкурсов могут скрываться корыстные намерения заменить эффективные материалы на дорогие и непригодные для борьбы с гололедом, – говорится в пресс-релизе. – МОЦ просит санитарные службы проверить допустимость применения сельскохозяйственных удобрений в городах с точки зрения их влияния на здоровье жителей и экологическую безопасность».