В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М — 72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод. Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов. В 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок. http://i068.radikal.ru/1201/4f/32443307e176.jpg Технические характеристики мотоцикла М-72 Масса 225/350 кг Длина — 2130/2380 мм Ширина — 815/1590 мм Высота — 960/1000 мм База — 1430 мм Клиренс 135 мм Высота сиденья — 790 мм Мощность двигателя 22 л.с. при 4600 об/мин Рабочий объем 746 см³ Число тактов 4 число цилиндров 2 Диаметр цилиндра 78 мм Степень сжатия 5.5 Ход поршня 78 мм Тип свечей А 11 Карбюратор К-37 Зажигание батарея 3 МТ-14 Напряжение 6 В Реле-регулятор РР-1/РР-31 Генератор, мощность Г-11, 45 Вт Трансмиссия карданный вал Коробка передач 4-х скоростная Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3 Шины 3,75x19 Давление в шинах 1,5/2,5 атм Запас топлива 22 л Расход топлива 7 л/100 км Максимальная скорость 110/95 км/ч
В 1960 году было начато производство следующей модели — К-750. Благодаря повышению мощности двигателя с 22 до 26 л. с. мотоцикл с коляской мог развивать скорость до 90 км/час. Гидравлические амортизаторы колес (в том числе и коляски), резиновые рессоры кузова коляски обеспечивали лучшую, чем у прежних моделей, мягкость хода. Кроме того, была повышена надежность и долговечность узлов ходовой части и трансмиссии (передней вилки, коробки передач, колес) и глушителей. Важное достоинство К-750 — унификация его узлов и деталей с машинами Ирбитского завода. http://s018.radikal.ru/i507/1201/6c/4fcfb2d68f9c.jpg Спустя четыре года с конвейера начала сходить модернизированная модель мотоцикла, получившая обозначение К-750М. Рычажная передняя вилка уступила место телескопической, в колесах применено лабиринтное уплотнение. Коробка передач с закрытым механизмом ножного переключения и регулируемый по длине карданный вал заметно улучшили работу трансмиссии. http://s017.radikal.ru/i418/1201/4e/62cf1da7402d.jpg Технические характеристики мотоцикла К-750 Габаритные размеры, мм
длина 2400 ширина 1650 высота 1040 База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1450 Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 120 Колея, мм 1100 Максимальная скорость, км/ч 90 Масса, кг 318 Максимальная нагрузка, кг 300 Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 6 Двигатель
Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением Рабочий объем, см3 750 Диаметр цилиндра, мм 78 Ход поршня, мм 78 Степень сжатия 6 Максимальная мощность, л.с. 26 Максимальная мощность, кВт 19,1 Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4600-4800 Максимальный крутящий момент. Нм 39,2 Карбюратор К-37А Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой Трансмиссия
Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Электрооборудование
Система зажигания Батарейная Напряжение, В 6 Аккумуляторная батарея 3МТ-12 Генератор Г-414 Реле-регулятор РР-302 Прерыватель-распределитель ПМ11А или ПМ05 Катушка зажигания Б2Б или Б201
Ход переднего колеса, мм 140 Ход заднего колеса, мм 95 Размер шин, дюйм 3,75-19 Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе Заправочные объемы
Топливный бак, л 21 Картер двигателя, л 2 Картер коробки передач, л 0.8 Картер главной передачи, л 0.1 Воздухоочиститель, л 0.175
А пулеметы ставили на все по умолчанию? Я бы не отказался...
Ага, он прилагался как подарок от производителя. Это как с испанскими гитарами: покупаешь гитару, а в деке дробовой обрез на всякий случай лежит)))
Добавлено (19.01.2012, 15:44) --------------------------------------------- Для новой модели «Днепр» К-650 конструкторы создали двигатель с верхним расположением клапанов, который, несмотря на меньший рабочий объем (650 см3), развивает мощность 32 л. с. при сравнительно невысоких оборотах коленчатого вала (5200 об/мин). Для увеличения надежности и долговечности мотора составной коленчатый вал был заменен более прочным литым, а роликовые подшипники шатунов — вкладышами, заимствованными у автомобиля «Москвич-407». Благодаря этому и новой системе смазки межремонтный пробег кривошипно-шатунного механизма увеличился до 40 тысяч километров, а сам ремонт значительно упростился. Мотоцикл К-650 с коляской развивает скорость до 105 км/час и расходует на 100 км пути 5,8 л бензина (при 50—60 км/час). http://s018.radikal.ru/i520/1201/c7/30a4748f9c15.jpg
Техническая характеристика мотоцикла К-650
Габаритные размеры, мм
длина 2400 ширина 1650 высота 1050 База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1500 Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 120 Колея, мм 1140 Максимальная скорость, км/ч 100 Масса, кг 320 Максимальная нагрузка, кг 300 Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 5,8 Двигатель
Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением Рабочий объем, см3 650 Диаметр цилиндра, мм 78 Ход поршня, мм 68 Степень сжатия 7 Максимальная мощность, л.с. 32 Максимальная мощность, кВт 23,5 Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4800-5200 Максимальный крутящий момент. Нм 41,8 Карбюратор К-301 Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой Трансмиссия
Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках Главная передача Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62 Коробка передач Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно Электрооборудование
Система зажигания Батарейная Напряжение, В 6 Аккумуляторная батарея 3МТ-12 Генератор Г-414 Реле-регулятор РР-302 Прерыватель-распределитель ПМ11А или ПМ05 Катушка зажигания Б2Б или Б201 Ходовая часть
Рама Трубчатая двойная закрытого типа Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте Ход переднего колеса, мм 140 Ход заднего колеса, мм 100 Размер шин, дюйм 3,75-19 Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе Заправочные объемы
Топливный бак, л 21 Картер двигателя, л 2,2 Картер коробки передач, л 0.8 Картер главной передачи, л 0.1 Воздухоочиститель, л 0.175
В 1971 году эта модель была модернизирована и получила обозначение «Днепр» МТ-9. Она снабжена новой коробкой с передачей заднего хода, значительно повысившей маневренность мотоцикла. Кроме того, педаль переключения передач, сблокированная с механизмом выключения сцепления, новое рулевое управление и указатели -поворота облегчили управление мотоциклом. http://s018.radikal.ru/i523/1201/dd/0c16601a7c6f.jpg
Техническая характеристика мотоцикла Днепр МТ-9
Габаритные размеры, мм
длина 2430 ширина 1620 высота 1050 База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1500 Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 120 Колея, мм 1140 Максимальная скорость, км/ч 100 Масса, кг 320 Максимальная нагрузка, кг 260 Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 5,8 Двигатель
Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением Рабочий объем, см3 650 Диаметр цилиндра, мм 78 Ход поршня, мм 68 Степень сжатия 7 Максимальная мощность, л.с. 32 Максимальная мощность, кВт 23,5 Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4800-5200 Максимальный крутящий момент. Нм 41,8 Карбюратор К-301Б Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой Трансмиссия
Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках Главная передача Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62 Коробка передач Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно Электрооборудование
Система зажигания Батарейная Напряжение, В 6 Аккумуляторная батарея 3МТ-12 Генератор Г-414 Реле-регулятор РР-302 Прерыватель-распределитель ПМ302 или ПМ04 Катушка зажигания Б2Б или Б201 Ходовая часть
Рама Трубчатая двойная закрытого типа Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте Ход переднего колеса, мм 140 Ход заднего колеса, мм 100 Размер шин, дюйм 3,75-19 Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе Заправочные объемы
Топливный бак, л 21 Картер двигателя, л 2,2 Картер коробки передач, л 1.3 Картер главной передачи, л 0.1 Воздухоочиститель, л 0.175